мистер форд гуляет по страницам

«Отрицание Мураками»:
роман
«Мой любимый
sputnik»

Мураками, Харуки. Мой любимый sputnik : роман / Х.Мураками . М. : Эксмо, 2007. 347с. (Мир Харуки Мураками).
1
«Недавно! – я был только на полпути к зрелости. Несколько песен Хьюи Льюиса и «Ньюз» были хитами. Всего несколько лет прошло. А сейчас? Кручусь по замкнутому кругу – вот что сейчас. Продолжаю наматывать виток за витком на одном и том же месте. Двигаюсь в никуда, без цели, знаю это, но не могу остановиться. Нельзя мне останавливаться. Без этого я не справлюсь с жизнью.

Той же ночью раздался звонок из Греции. В два часа. Но звонила не Сумирэ. Это была Мюу...» (стр.99)
Харуки Мураками
«Мой любимый sputnik»
Что же мы видим в этом отрывке с 99-й страницы, изолированном от общего смысла романа, но переполненном ключевыми для творчества Мураками идеями? Круг повседневного, будничного ада разомкнут событием из области иррационального. Этот излюбленный прием Мураками я называю синдромом «исчезнувшего слона» – по названию одноименного рассказа писателя. «Исчезнувший слон» – иррациональное событие, которое не поддается логическому обоснованию и порой ни к чему не приводит. Данный прием кто-то называет слабой стороной Мураками, а кто-то наиболее сильной в его творчестве. Однако он точно передает мироощущение современного японца, чью запрограммированную жизнь может сбить с орбиты лишь нечто неподвластное пониманию и описанию.
«Отрицание Мураками»: роман «Мой любимый sputnik»
Харуки Мураками (яп. 村上 春樹) родился 12 января 1949 года в Киото. Писатель, переводчик, эссеист и меломан. Живой символ японского постмодерна, чьи книги разлетелись «заводными птицами» на 50 языках мира, объединив в своей бестселлерной миграции восток и запад.

Романы Мураками:

* 1979 Слушай песню ветра / Kaze no uta wo kike [= Услышь, как поет ветер]
* 1980 Пинбол-1973 / 1973-nen no pinbōru
* 1982 Охота на овец / Hitsuji o meguru boken
* 1985 Страна Чудес без тормозов и Конец Света / Sekai no Owari to Hahdo-Boirudo Wandahrando
- 1987 Норвежский лес / Noruwei no mori [= Norwegian Wood]
* 1988 Дэнс, Дэнс, Дэнс / Dansu, Dansu, Dansu
1992 К югу от границы, на запад от солнца / Kokkyo no minami, taiyo no nishi
* 1995 Хроники Заводной Птицы / Nejimaki-dori kuronikuru ; The Wind-up Bird Chronicle
* 1999 Мой любимый sputnik / Supūtoniku no koibito ; Sputnik Sweetheart [= Спутникова любовь]
* 2002 Кафка на пляже / Umibe no Kafuka [= Кафка на взморье]
* 2004 Послемрак / Afutādāku
* 2009-2010 1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Книга 1. Апрель — июнь / 1Q84. Book 1 / Книга 2. Июль — сентябрь / 1Q84. Book 2 / Книга 3. Октябрь — декабрь / 1Q84. Book 3
* 2013 Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий / Shikisai o motanai Tazaki Tsukuru to, kare no junrei no toshi
* 2017 Убийство Командора. Книга 1. Возникновение замысла / Kishi danchō-goroshi. Dai 1-bu, Arawareru idea hen / Убийство Командора. Книга 2. Ускользающая метафора / Kishidanchō goroshi. Dai 2-bu, Utsurō metafā-hen

2
В этом кусочке также раскрыты имена ключевых женских персонажей – Сумирэ и Мюу. Вместе с главным героем они составляют причудливый ансамбль мыслей, взаимоотношений и чувств, смысл которого – в поиске и обретении родственной души.

В романе, как и во многих других работах Мураками, центральными темами являются двоемирие, одиночество, обретение или утрата собственного «Я», близость и отчужденность, иррациональное начало, которое вторгается в ад повседневности. Само название книги символически переносит нас в область поиска некоего субъекта, способного вырвать из тьмы одиночества и пустоты космического пространства, из бесконечных блужданий в потемках.

«Такое чувство, будто наглотался пасмурного неба»
Харуки Мураками
«Мой любимый sputnik»
3
В книге затронута болезненно-близкая для Мураками тема «свой среди чужих, чужой среди своих», отраженная в биографии Мюу, одной из героинь романа, раздвоенной на социальном уровне (она – кореянка в Японии) и чувственном (неспособность к любви).

Неслучайность поставленной проблемы возвращает нас к истокам творчества самого Мураками, обвиняемого в своем «неяпонском» понимании и восприятии литературы, восхищении американской литературной традицией и точно так же раздвоенного и отрицаемого всеми.

Откройте «Мой любимый спутник», и вам откроется душа Харуки Мураками.

«Отрицание Мураками»: роман «Мой любимый sputnik»
«Уединение нужно искать в больших городах», так говорил философ Рене Декарт. Образ города, – вечного спутника одиночек, – занимает важное место в творчестве Мураками
«Мураками сравнивает город с постоянно функционирующим, искусственным организмом: «Кровь без устали циркулирует по бесчисленным сосудам, и тело постоянно меняет клетки. Рассылает новую информацию, стирает устаревшие данные. Расходует новые деньги, списывает старые траты…». Город постоянно обновляется, движется, течет. Даже ночью этот громадный организм не останавливается, наоборот, с наступлением темноты он только больше оживляется, преображается, просыпается. Открываются ночные заведения, бары, развлекательные центры и прочие злачные места, по которым изредка «путешествуют» герои мурокамовской прозы. В таких местах они спасаются от одиночества, и в то же время наслаждаются им».
Юлия Александрова
Александрова Ю.И. Город и его обитатели в творчестве Харуки Мураками // Филология и литературоведение. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2013/05/502 (дата обращения: 08.04.2021).
© Анна Абитова
Instagram | E-mail
Made on
Tilda