Мистер форд гуляет по СТРАНИЦАМ

«Импрессионизм любви»:
Cборник Гайто Газданова
«Вечер у Клэр»

Газданов, Гайто. Вечер у Клэр / Гайто Газданов. - Москва : Эксмо, 2012. - 285, [2] с. - (Классика в вузе)
1
В сборник русского писателя Гайто (Георгия Ивановича) Газданова (1903-1971), большая часть жизни которого прошла на чужбине, включены два знаковых романа: дебютный, исполненный нежности «Вечер у Клэр» (1929) и более поздняя, сумрачная книга «Призрак Александра Вольфа» (1947). Тексты эти написаны в разное время, но тематически перекликаются друг с другом, отмеченные печатью трогательной, болезненной и грустной автобиографичности.


В своих текстах Гайто Газданов — подлинный импрессионист: событийная часть его книг вторична по отношению к миру чувств и впечатлений героев, а воспоминания более отчетливы, чем явь (да и насколько, цитируя того же Газданова, «действительность более права, чем воображение»?). Волны эмоционального отклика бросаются на скалистый берег сюжета, оставляя после себя шум моря в ушах.

И это справедливо: кому интересен пустынный берег, когда впереди – раздолье моря и беспредельность вод?

«Всякая любовь есть попытка задержать свою судьбу, это наивная иллюзия короткого бессмертия. И все-таки это, наверное, лучшее, что нам дано знать»
Гайто Газданов
«Призрак Александра Вольфа»
Импрессионизм любви: сборник Гайто Газданова «Вечер у Клэр»
2
Сюжет книги рассеивается в причудливых всполохах зеркал-смыслов гайдановского калейдоскопа. И если одна из граней — сюжет, а вторая — идея, что возвышается над сюжетом, то третья — это связь книги с другими книгами. Оба произведения сборника («Вечер у Клэр и «Призрак Александра Вольфа») связаны между собой и с другими сочинениями единым мотивом. Он озвучен героем-рассказчиком во второй части как воспоминание о притче Соломона, где для последнего остаются непостижимыми три вещи: это «путь змеи на скале, путь орла в небесах и путь женского сердца к сердцу мужскому».


«Мне нравилось любить некоторых людей, не особенно сближаясь с ними, тогда в них оставалось нечто недосказанное, и, хотя я знал, что это недосказанное должно быть просто и обыкновенно, я всё же невольно создавал себе иллюзии, которые не появились бы, если бы ничего недосказанного не осталось».
Гайто Газданов
«Вечер у Клэр»
Именно путь женского сердца под прицелом писательского внимания. В мрачных тонах автор рассуждает о любви (здесь и «отравленность близостью», и любовное разочарование, которое сравнимо с «прочитанной и понятой книгой», и недосягаемость возлюбленной), однако любовь в газдановском прочтении всегда есть ни что иное как метафора пробуждения от долгого бесцельного сна.
3
Импрессионизм любви: сборник Гайто Газданова «Вечер у Клэр»
Клэр была больна; я просиживал у нее целые вечера и, уходя, всякий раз неизменно опаздывал к последнему поезду метрополитена и шел потом пешком с улицы Raynouard на площадь St. Michel, возле которой я жил. Я проходил мимо конюшен Ecole Militaire ; оттуда слышался звон цепей, на которых были привязаны лошади, и густой конский запах, столь необычный для Парижа; потом я шагал по длинной и узкой улице Babylone, и в конце этой улицы в витрине фотографии, в неверном свете далеких фонарей на меня глядело лицо знаменитого писателя, все составленное из наклонных плоскостей; всезнающие глаза под роговыми европейскими очками провожали меня полквартала - до тех пор, пока я не пересекал черную сверкающую полосу бульвара Raspail. Я добирался, наконец, до своей гостиницы. Деловитые старухи в лохмотьях обгоняли меня, перебирая слабыми ногами; над Сеной горели, утопая в темноте, многочисленные огни, и когда я глядел на них с моста, мне начинало казаться, что я стою над гаванью и что море покрыто иностранными кораблями, на которых зажжены фонари.
«Вечер у Клэр»
Импрессионизм любви: сборник Гайто Газданова «Вечер у Клэр»
© 2021 Анна Абитова
Instagram | annette.abitova@gmail.com
Made on
Tilda